1. Как осуществляется выдача разрешений до вступления в силу Федерального закона № 580-ФЗ?
В настоящее время в Российской Федерации деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Положения Федерального закона № 580-ФЗ вступают в силу с 1 сентября 2023 г.
Таким образом, порядок выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси до вступления в силу Федерального закона № 580-ФЗ осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 69-ФЗ.
2. В чем разница между региональным реестром перевозчиков легковым такси и федеральной государственной информационной системой легковых такси?
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. № 580-ФЗ определены следующие понятия:
- региональный реестр перевозчиков легковым такси – информационный ресурс, содержащий сведения о перевозчиках легковым такси, в том числе о предоставлении им разрешения, предусмотренного пунктом 10 статьи 2 Федерального закона № 580-ФЗ, а также о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия указанного разрешения;
- федеральная государственная информационная система легковых такси (далее – ФГИС Такси) – информационно-аналитическая система, обеспечивающая сбор, обработку, систематизацию, хранение сведений из региональных реестров перевозчиков легковым такси, региональных реестров легковых такси и региональных реестров служб заказа легковых такси и предоставление уполномоченным органам возможности ведения данных реестров и доступа к сведениям, содержащимся в указанной информационно-аналитической системе, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона № 580-ФЗ ведение регионального реестра перевозчиков легковым такси, регионального реестра легковых такси и регионального реестра служб заказа легкового такси (далее в настоящей статье – региональные реестры) осуществляется уполномоченным органом в электронной форме одним из следующих способов:
1) с использованием региональной информационной системы легковых такси и передачей сведений, содержащихся в региональных реестрах, из указанной информационной системы в федеральную государственную информационную систему легковых такси;
2) с использованием ФГИС Такси.
Таким образом, ФГИС Такси предоставит техническую возможность уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вести региональные реестры, а также осуществлять централизованный сбор сведений по всем субъектам Российской Федерации.
3. Нормативные правовые акты во исполнение пункта 9 части 3 статьи 19 Федерального закона № 580-ФЗ обязаны утвердить все субъекты Российской Федерации или только те, кто использует региональную информационную систему?
Федеральным закон № 580-ФЗ предусматривает два варианта ведения региональных реестров – субъект Российской Федерации вправе самостоятельно выбрать один из них:
1) с использованием региональной информационной системы легковых такси и передачей сведений, содержащихся в региональных реестрах, из указанной информационной системы в федеральную государственную информационную систему легковых такси;
2) с использованием ФГИС Такси.
Пункт 9 части 3 статьи 19 Федерального закона № 580-ФЗ предусматривает, что СЗЛТ обязана передавать в региональную информационную систему легковых такси сведения о перевозках. При этом, порядок и форма передачи таких сведений может быть установлена нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем указанный нормативный правовой акт подлежит утверждению только в случае ведения региональных реестров с использованием собственной региональной информационной системы, а не ФГИС «Такси». В случае, если субъект Российской Федерации для ведения реестров использует ФГИС «Такси», он не правомочен утверждать такой акт.
Также стоит отметить, что в случае использования региональной информационной системы, состав сведений, предусмотренный Федеральным законом № 580-ФЗ, не подлежит расширению.
4. Какой уполномоченный орган будет отслеживать появляющиеся службы заказа такси в интернете?
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228, Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Таким образом представляется, что полномочия по отслеживанию размещения заказов легковых такси в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отнесены к Роскомнадзору.
5. Будут ли приняты поправки в КОАП, в соответствии с Федеральным законом № 580-ФЗ?
21 июня 2023 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона № 864868-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в связи с совершенствованием государственного регулирования деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси)». Согласно постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2023 г. № 4195-8 ГД ответственным за доработку законопроекта к рассмотрению во втором чтении определен Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству. По информации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законопроект не будет рассматриваться в весеннюю сессию 2023 года.
6. Планируется ли для субъектов Российской Федерации разработка и внедрение платформ для внесения информации и размещение на официальных сайтах органов исполнительной власти трех региональных реестров, указанных в Федеральном законе № 580-ФЗ?
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона № 580-ФЗ ведение регионального реестра перевозчиков легковым такси, регионального реестра легковых такси и регионального реестра служб заказа легкового такси (далее в настоящей статье – региональные реестры) осуществляется уполномоченным органом в электронной форме одним из следующих способов:
1) с использованием региональной информационной системы легковых такси и передачей сведений, содержащихся в региональных реестрах, из указанной информационной системы в федеральную государственную информационную систему легковых такси;
2) с использованием федеральной государственной информационной системы легковых такси. Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 580-ФЗ сведения, содержащиеся в региональных реестрах, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Такие сведения должны быть представлены в машиночитаемом формате и должны предусматривать возможность автоматизированного поиска данных поисковыми системами. Адрес данного сайта указывается в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации.
Порядок ведения региональных реестров с использованием региональной информационной системы легковых такси устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким образом разработка и ведение региональных реестров с использованием региональной информационной системы легковых такси осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно, в том числе размещение сведений из региональных реестров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона № 580-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить доступ служб заказа легкового такси к сведениям, содержащимся в региональных реестрах в автоматизированном режиме, а также обеспечить их ежедневную актуализацию. Обращаем внимание, что состав сведений, размещаемый на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» и передаваемый в автоматизированном режиме службам заказа легкового такси, должен различаться с учетом требований части 4 статьи 23 Федерального закона № 580-ФЗ.
7. Чем должно подтверждаться право на осуществление деятельности? Достаточно ли записи из реестра?
В соответствии с положениями Федерального закона № 580-ФЗ с 1 сентября 2023 г. в каждом субъекте Российской Федерации должны начать функционировать три реестра – реестр перевозчиков, реестр легковых такси и реестр служб заказа легкового такси.
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси, при условии, что действие разрешения не приостановлено или не аннулировано. Сведения о разрешениях содержатся в региональных реестрах перевозчиков легковых такси. Запись в региональном реестре перевозчиков легковых такси подтверждает наличие права у перевозчика осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которой при внесении в соответствующий реестр присваивается номер.
2. Право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси подтверждается наличием записи в соответствующем реестре.
3. Право на использование транспортного средства для таксомоторных перевозок также подтверждается наличием записи в соответствующем реестре.
8. Какой порядок предоставления услуги? Сначала надо получить разрешение, а потом внести данные в реестр легковых такси или наоборот?
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 580-ФЗ заявитель представляет в уполномоченный орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если такая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении разрешения или уведомление о внесении сведений в региональный реестр легковых такси и прилагаемые к ним документы.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 5 Федерального закона № 580-ФЗ заявление о предоставлении разрешения должно содержать номера записей в региональном реестре легковых такси, содержащих сведения о легковых такси, принадлежащих заявителю на праве собственности или ином законном основании.
Таким образом представляется, что к моменту подачи заявления на получение разрешения сведения о легковом такси должны содержатся в региональном реестре легковых такси. В связи с изложенным, до направления заявления на получение разрешения необходимо направить уведомление о внесении сведений в региональный реестр легковых такси.
9. В чем разница между заявлением и уведомлением?
Уведомление направляется заявителем для внесения (изменения) сведений в региональный реестр легковых такси, в то время как заявление направляется для получения непосредственно самого разрешения и внесения (изменения) сведений в региональный реестр перевозчиков легковым такси.
10. На рынке такси есть «подключашки», юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые «подключают» водителей и передают им заказы. Есть довольно большие «подключашки» которые работают в нескольких городах и имеют несколько десятков тысяч водителей. Нужно ли таким предпринимателям согласно Федеральному закону № 580-ФЗ получать право на деятельность служб заказа такси?
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 580-ФЗ право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси возникает с момента внесения сведений в региональный реестр служб заказа легкового такси.
Необходимо отметить, что в случае если деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя связана с осуществлением перевозок легковым такси и заказы передаются только водителям легковых такси, являющимся работниками соответствующего юридического лица или индивидуального предпринимателя, то получение права на осуществление деятельности службы заказа легкого такси не требуется. В случае передачи заказа иным лицам, являющимся перевозчиками, необходимо получение права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси.
Деятельность по получению заказа от пассажира и передача его перевозчику легковым такси требует получение соответствующего права.
На основании изложенного осуществление деятельности службы заказа легкового такси (за исключением если такая деятельность ведется самим перевозчиком) без получения соответствующего права является прямым нарушением законодательства Российской Федерации.
11. Заключение договора, предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ, «самозанятого» перевозчика со службой заказа такси – это право или обязанность?
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 580-ФЗ физическое лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси после заключения предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Также, для получения разрешения «самозанятым» к заявлению необходимо приложить копию договора со службой заказа легкового такси (пункт 2 части 7 статьи 5 Федерального закона № 580-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 19 Федерального закона № 580-ФЗ служба заказа легкового такси обязана разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» типовой договор службы заказа легкового такси с перевозчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона № 580-ФЗ договор службы заказа легкового такси с перевозчиком должен быть заключен в простой письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа).
Таким образом, для получения разрешения физическому лицу достаточно представить копию заключенного договора или справку (либо иной документ) от службы заказа легкового такси, подтверждающий факт заключения такого договора.
Кроме того, в случае отсутствия у физического лица предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ договора со службой заказа легкового такси действие разрешения приостанавливается.
На основании изложенного заключение договора, предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ, обязательно для физического лица.
12. Как будут действовать разрешения, выданные до вступления в силу Федерального закона № 580-ФЗ?
Выданные разрешения действуют до окончания срока их действия, но не более пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона № 580-ФЗ, то есть не более чем до 1 сентября 2028 г. Преемственность действия разрешений реализуется посредством переноса сведений из реестров выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, который велся уполномоченным органом на основании Федерального закона № 69-ФЗ, в новые региональные реестры перевозчиков и легковых такси.
Положениями Федерального закона № 580-ФЗ не предусмотрено обязанности предоставления перевозчиками, имеющими действующее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, дополнительных сведений и информации для целей в уполномоченные органы для формирования региональных реестров легковых такси и региональных реестров перевозчиков легковым такси. Вместе с тем, что уполномоченные органы вправе организовать работу о дополнении сведениями о перевозчиках, которым представлены разрешения до вступления в силу Федерального закона № 580-ФЗ, и легковых такси в соответствующих реестрах информацией, указанной в части 1 статьи 6 и части 1 статьи 10 Федерального закона № 580-ФЗ в целях систематизации и приведения в соответствие содержание данных реестров с требованиями указанных положений.
Сведения, указанные в региональном реестре перевозчиков легковым такси, региональном реестре легковых такси представляются уполномоченному органу органами, обладающими такими сведениями, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, по межведомственному запросу уполномоченного органа (часть 4 статьи 6, часть 11 статьи 10 Федерального закона № 580-ФЗ).
13. Возможно ли установление административной ответственности на региональном уровне за нарушение требований, установленных уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом № 580-ФЗ?
Федеральный закон № 580-ФЗ наделяет уполномоченные органы власти субъекта Российской Федерации полномочиями по установлению ряда обязательных требований в сфере перевозок легковыми такси. В соответствии с положениями Федерального закона № 580-ФЗ на территории субъекта Российской Федерации могут быть установления требования:
- к цветовой гамме кузова легкового такси;
- к экологическому классу транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
- об обязательном прохождении водителем легкового такси аттестации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона № 580-ФЗ;
- о передаче перевозчиком сведений о перевозках пассажиров и багажа легковыми такси в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в региональную информационную систему легковых такси, а также требования к перевозчику по обеспечению безопасности пассажиров в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, по мнению Министерства транспорта Российской Федерации, административная ответственность за нарушение вышеуказанных требований может быть установлена на уровне субъекта Российской Федерации.
14. Каков порядок реализации постоянного рейда при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси?
Согласно статьи 30 Федерального закона № 580-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
С 1 сентября 2023 г. вступают в силу изменения в статью 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в части возможности осуществления постоянного рейда в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Статьей 97.1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определено, что постоянный рейд заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований. Требования к установлению пунктов контроля, территорий (акваторий) для постоянного рейда определяются положением о виде контроля.
Таким образом, в целях организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо разработать положение об указанном виде контроля, в котором указать порядок и особенности применения специального режима государственного контроля (надзора) (постоянный рейд). Для реализации полномочий регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси путем осуществления постоянного рейда с учетом отсутствующих полномочий по остановке транспортных средств у сотрудников органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, целесообразно осуществлять соответствующие контрольные (надзорные) мероприятия во взаимодействии с сотрудниками территориальных органов Госавтоинспекции.
15. Возможно ли использование легкового такси в нерабочее время для собственных нужд?
Положениями Федерального закона № 580-ФЗ не устанавливает запрет на использование для собственных нужд легковых автомобилей, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси. Необходимо отметить, что статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно статье 20 Федерального закона № 196-ФЗ указанные требования не распространяются на перевозки легковыми автомобилями для собственных нужд.
Таким образом, если физическое лицо или индивидуальный предприниматель не использует легковой автомобиль, на который получено разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, действие положений статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ на данный период времени не распространяется.
16. Как реализуется преемственность действия разрешений, выданных в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ, срок действия которых не заканчивается 1 сентября 2023 г.?
Статьей 35 и пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 580-ФЗ определен правовой порядок продолжения ведения деятельности перевозчиков на основании разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выданных уполномоченными органами до дня вступления в силу Федерального закона № 580-ФЗ.
Выданные разрешения действуют до окончания срока их действия, но не более пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона № 580-ФЗ, то есть не более чем до 1 сентября 2028 г. Преемственность действия разрешений реализуется посредством переноса сведений из реестров выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, который велся уполномоченным органом на основании Федерального закона № 69-ФЗ, в новые региональные реестры.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен порядок переноса имеющихся сведений о перевозчиках легковыми такси и выданных им разрешениях на транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, из реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, который велся уполномоченным органом на основании Федерального закона № 69-ФЗ, во вновь формируемые региональные реестры.
17. Нужно ли лицу, осуществляющему деятельность по сдаче в аренду транспортных средств, используемых для таксомоторных перевозок перевозчиками, при каждой новой передаче в аренду транспортного средства перевозчику вносить об этом изменения в региональный реестр легковых такси (на основании положений статьи 13 Федерального закона № 580-ФЗ)?
Не нужно. Региональный реестр легковых такси содержит сведения о владельце транспортного средства (заявителе), который ставит транспортное средство в реестр легкового такси. Дальнейшая передача транспортных средств перевозчикам по договору аренды для целей осуществления таксомоторных перевозок, осуществляется без внесения изменений в реестр легковых такси.
Аналогичный подход применим и к "самозанятым", у которых отсутствует обязанность вносить изменения в реестр легковых такси, при каждой новой аренде транспортного средства.
18. Является ли направление физическим лицом акцепта подтверждением заключения договора со службой заказа легкового такси, предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ?
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 580-ФЗ физическое лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси после заключения предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 5 Федерального закона № 580-ФЗ к заявлению о предоставлении разрешения прилагается копия договора со службой заказа легкового такси (для физических лиц).
На основании части 2 статьи 20 Федерального закона № 580-ФЗ договор службы заказа легкового такси заключается с перевозчиком в простой письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа) в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ.
Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
В соответствии с частью 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
На основании части 1 статьи 436 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Таким образом, направление акцепта и его получение лицом, направившим оферту (в том числе в электронном формате), является достаточным основанием для подтверждения заключения договора со службой заказа легкового такси, предусмотренного статьей 20 Федерального закона № 580-ФЗ.